29 АПР/22
Интеллектуальные Автоматизированные системы для безопасности дорожного движения»

Авторы: Владимир Балановский, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности,
действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук;
              Сергей Гордеев, директор ООО «Научно-исследовательский центр МВС»;
              Алексей Авдонов, генеральный директор «Интерправо Инвест»

Ссылка: http://cs.groteck.ru/SS_2_2022/36/


Интеллектуальная патрульная система
«Автоматизированное рабочее место инспектора ДПС»


Одной из основных задач по достижению целей государственной политики в сфере сбережения народа России является создание комфортной среды для проживания во всех населенных пунктах, развитие их транспортной инфраструктуры 1 . С целью повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах общего пользования руководство ГИБДД России поставило перед ведущими производителями информационных систем и оборудования для обеспечения безопасности дорожного движения создать мобильный комплекс, способный оказать техническую поддержку патрулям ДПС. Это объясняется тем, что применение автоматических средств контроля безопасности дорожного движения становится все более актуальным в силу следующих причин:
  • исключается фактор субъективности оценки ситуации работником ДПС;
  • контроль может быть все более охватывающим, при этом не требует увеличения численности личного состава ГИБДД;
  • интеллектуализация автоматизированных средств обеспечивает все новые виды контроля;
  • повышение актуальности и достоверности используемых для контроля баз данных обеспечивает оперативность, полноту и достоверность результатов контроля.

  Современное развитие автоматических средств контроля безопасности дорожного движения включает разработанные и эксплуатируемые системы:
  • стационарные комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД), фиксирующие в режиме реального времени значительное количество видов нарушений с высокой степенью достоверности;
  • передвижные комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые позволяют оперативно изменять дислокацию в зависимости от изменения дорожной ситуации;
  • мобильные комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые позволяют фиксировать ряд нарушений (например, правил остановки и стоянки транспортных средств (ТС)) в движении;
  • система сбора информации о передвижении транспортных средств со всех видов комплексов, а также анализа и поиска данных о передвижении ТС;
  • комплексы и системы распознавания лиц и поиска выделенных лиц в базе разыскиваемых лиц.

  Такие комплексы предназначены для обеспечения контроля за дорожным движением с возможностью фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Фиксация нарушений может осуществляться двух автоматических режимах:
  • материалы о нарушениях передаются по защищенным каналам связи в центр, где выполняется обработка и вынесение постановлений;
  • фиксация нарушения используется как средство обеспечения инспектора ДПС материалами о нарушении ПДД, что может быть актуально в целях немедленного пресечения грубого правонарушения.

  Аналогично, в отношении выявления ТС, или лиц, находящихся в розыске:
  • в автоматическом режиме вся информация отправляется в центр, где осуществляется поиск по базам розыска с последующим подключением розыскных служб;
  • в автоматизированном оперативном режиме, когда ситуация требует немедленного реагирования патруля ДПС на обнаружение разыскиваемого лица или ТС.

  Комплекс обладает еще одной новой особенностью - способен радарным методом измерять скорость движения ТС, находясь в движении. Он предназначен выполнения в автоматическом режиме функций:
  • измерения скорости движения ТС,
  • определения текущего времени, синхронизированного по сигналам космических навигационных систем ГЛОНАСС/GPS с национальной шкалой времени UTC(SU)
  • определения места расположения патрульного транспорта.

  Определение текущих значений времени и координат основано на получении значений времени национальной шкалы координированного времени UTC(SU) и значений координат от приёмника глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.

В работе комплекса можно выделить функциональные подсистемы:
  • подсистема обзорного видеонаблюдения;
  • подсистема измерения скорости и фиксации нарушений скоростного режима;
  • подсистема распознавания ГРЗ и розыска ТС;
  • подсистема выделения и распознавания лиц, розыска лиц;
  • подсистема фиксации нарушений правил стоянки.

Подсистема обзорного видеонаблюдения включает программу видеонаблюдения, которая может обеспечивать подключение видеокамер обзорного видеонаблюдения, обеспечивающих обзор на все 360 градусов окружающего пространства. Подсистема может работать в режиме он-лайн трансляции видео в центр, либо записи видео на носители комплекса с последующей передачей в Центр оператором.

Подсистема измерения скорости и фиксации нарушений скоростного режима включает в себя программу контроля скоростного режима, которая может обеспечить функции:
  • видеонаблюдение с помощью видеокамеры радарного блока;
  • измерение скорости транспортных средств в зоне контроля видеокамеры радарным допплеровским методом с помощью радара; 
  • фиксация нарушений скоростного режима ТС, в том числе и при движении патрульного автомобиля, формирование на этой основе материалов о нарушениях ПДД;
  • передача материалов о нарушениях ПДД в центр осуществляется в он-лайн режиме при условии наличия канала связи, либо в случае отсутствия канала связи материалы сохраняются на носителях комплекса и передаются в Центр при восстановлении связи.

Подсистема распознавания ГРЗ и розыска ТС включает программу распознавания ГРЗ, которая может обеспечивать функции:
  • загрузки из центра в комплекс базы розыска ТС;
  • видеонаблюдения с помощью предназначенной для этих целей видеокамеры;
  • распознавания ГРЗ на ТС, зафиксированных в зоне контроля видеокамеры;
  • поиска ГРЗ в базе розыска, загруженной в Комплекс из центра;
  • сигнализации оператору в случае, когда ГРЗ ТС, зафиксированного в зоне контроля,найден в загруженной базе розыска;
  • он-лайн трансляции видео в центр либо записи видео на носители комплекса с последующим переносом видео в центр.

Подсистема выделения и распознавания лиц, розыска лиц включает программу видеонаблюдения с распознаванием лиц, которая может обеспечивать функции:
  • загрузки из центра в комплекс базы розыска лиц;
  • видеонаблюдения с помощью предназначенной для этих целей видеокамеры;
  • распознавания лиц, зафиксированных в зоне контроля данной видеокамеры;
  • поиска лиц в базе розыска, загруженной в Комплекс из центра;
  • сигнализации оператору в случае, когда лицо, зафиксированное в зоне контроля, найдено в загруженной базе розыска;
  • он-лайн трансляции видео в центр либо записи видео на носители комплекса с последующим переносом видео в центр.

 Подсистема фиксации нарушений правил остановки и стоянки включает программу распознавания ГРЗ и фиксации нарушений правил остановки и стоянки, которая обеспечивает функции:
  • видеонаблюдения с помощью видеокамеры радарного блока;
  • фиксации нарушений правил остановки и стоянки по видеоизображению, зафиксированному видеокамерами при движении патрульного автомобиля, формирование на этой основе материалов о нарушениях ПДД;
  • передачи материалов о нарушениях ПДД в центр в он-лайн режиме при условии наличия канала связи, либо накопление материалов в случае отсутствия канала связи, и передача в Центр при восстановлении связи. 

  Комплекс состоит из основного блока, расположенного в сигнальной громкоговорящей установке, и управляющего блока- в салоне патрульного автомобиля.
Основной блок представляет собой светосигнальную громкоговорящую установку (световую балку) в светодиодном исполнении с режимом работы: только вперед на 180 0 ; только назад на 180 0 ; вперёд и назад на 360 0 . Громкоговорящая установка размещается в подкапотном пространстве автомобиля. В основном блоке размещены:
  • обзорные видеокамеры, расположенные в нижней части балки по углам балки;
  • радарный блок - радар и видеокамера для измерения скорости ТС в движении, расположенные посредине задней части балки;
  • видеокамера для выделения и распознавания лиц, расположенная в углу балки;
  • видеокамера для распознавания ГРЗ ТС, расположенная в задней части балки;
  • инфракрасные светильники, служащие для подсветки зоны контроля в темное время суток.

  Балка устанавливается штатным образом на патрульный автомобиль ДПС (рис.1).

1.jpg
Рис. 1 . Общий вид световой балки


Размещение оборудования в световой балке показано на рис.2.

2.jpg
Рис. 2 . Расположение оборудования в световой балке

Управляющий блок построен на основе персонального компьютера, адаптированного для использования в автомобиле и установленного в багажнике с системой дополнительного питания. Он включает средства управления комплексом -
монитор, устанавливаемый на передней панели, и программу управления комплексом, интегрирующую работу подсистем комплекса.

Управление подсистемами в разных окнах монитора показано на рис.3

3.jpg
Рис. 3 . Управление АРМ

Примеры результатов работы комплекса показаны на рис.4 (измерение скорости) рис.5 (фиксация проезда ТС), рис.6 (розыск транспортного средства).

4.jpg
Рис. 4 . Измерение скорости


5.jpg
Рис. 5 . Фиксация проезда ТС


6.jpg
Рис. 6 . Обнаружение разыскиваемого ТС

Применение интеллектуальной патрульной системы и выполнение основного комплекса работ по идентификации ТС и нарушителей в автоматизированном режиме значительно повышают объективность получения доказательной базы. Интегрирование автоматизированного рабочего места инспектора ДПС в систему безопасности города и региона значительно ускоряет процесс пресечения правонарушений. Создание единой сквозной системы позволит автоматизировать взаимодействие оперативных служб, контролировать международных и междугородних перевозчиков, чтобы понимать, как передвигаются люди и автомобили, а также выявлять злостных нарушителей, находить транспорт в розыске и тот, который в своих целях могут использовать преступники.


__________________________________________________
1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации”